Домашка по таймеру: хватит ли школьникам 3,5 часа в день?

Домашка по таймеру: хватит ли школьникам 3,5 часа в день?

Домашка по таймеру: хватит ли школьникам 3,5 часа в день?

С 1 сентября в российских школах введены новые ограничения на домашние задания: теперь школьники не должны тратить на уроки дома больше 3,5 часов в день. Достаточно ли этого, чтобы все успеть?

Олег Суворов

Школьники в России теперь должны тратить на выполнение домашнего задания по всем предметам не более 3,5 часов в день, заявил глава Минпросвещения Сергей Кравцов. Максимальные нормы времени также определены для каждого класса: от одного часа для первоклассников до 3,5 часов для старшеклассников. Все рекомендации согласованы с Роспотребнадзором и учитывают возраст учеников.

Инициатива направлена на то, чтобы защитить детей от перегрузок и помочь им сохранить баланс между учебой, отдыхом и личным развитием. С одной стороны, ограничение времени выглядит вполне разумным и современным шагом: оно может снизить уровень стресса у школьников и их родителей, повысить мотивацию к учебе, а педагогов подтолкнуть к более осмысленному подходу при распределении домашних заданий. Такой подход делает упор на качество знаний, а не на механическое выполнение большого объема упражнений. Но с другой стороны, на практике внедрение этих правил может оказаться непростым, считает к.филол. н., доцент кафедры иностранных языков и межкультурной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ Лариса Микаллеф.

«Российская школьная система отличается большим разнообразием: от региона к региону и от школы к школе. Задания по некоторым предметам, особенно в старших классах, объективно требуют больше времени, чем заложено в лимиты. Кроме того, ученики с разным уровнем подготовки и поддержкой родителей тратят на выполнение работы разное количество времени. Чтобы новые нормы „проявили себя на практике“, потребуются серьезные изменения в учебных программах и методиках преподавания, а также дополнительная поддержка учителей», — говорит эксперт.

Домашка по таймеру: хватит ли школьникам 3,5 часа в день?

3,5 часа в день на домашку: реально ли?

На первый взгляд, 3,5 часа на выполнение домашнего задания для старшеклассников — это «норматив, который позволяет выполнять необходимые задания без чрезмерного напряжения, сохраняя при этом время для отдыха, личных интересов и дополнительных занятий вне школы», говорит эксперт. Казалось бы, рамки вполне разумные, но реальная жизнь российских школ часто выходит за эти пределы. Высокая сложность учебных программ, подготовка к экзаменам и олимпиадам требует дополнительных усилий.

Читайте также:  Израиль нанес удары по лидерам ХАМАС в Катаре. Что известно

Кроме того, между предметами нередко отсутствует координация: задания суммируются, не учитывая общего времени, которое тратит ученик. Разный уровень подготовки школьников тоже играет роль.

«Кому-то справиться с заданием проще, а другим требуется значительно больше времени. Иногда и сами родители, и школы делают акцент на объеме выполненной работы, воспринимая его как показатель усердия и дисциплины. В реальности, это пока для многих старшеклассников скорее желаемая цель, чем реальность. Чтобы сделать ее достижимой, необходима совместная работа школ и министерства образования по оптимизации учебных программ и подходов к домашней работе», — отметила Лариса Микаллеф.

Какие предметы «съедают» больше всего времени у школьников?

В первую очередь, математика. Ученики воспринимают ее как один из самых трудных предметов, говорит эксперт.

«Постоянная практика, работа с задачами разной сложности, необходимость понимать абстрактные понятия в алгебре и геометрии — все это требует регулярных усилий. Пропущенные или плохо усвоенные темы быстро оборачиваются проблемами в дальнейшем, и школьники вынуждены тратить дополнительное время на подготовку», — констатирует собеседница.

Не меньше времени «съедают» и иностранные языки, особенно английский. Ученикам приходится заучивать большие списки новых слов, осваивать сложную грамматику, отрабатывать навыки чтения, аудирования и устной речи. Физика и химия (делят третье место) добавляют к учебной нагрузке внушительный объем теории, такие как формулы, законы, модели.

«Помимо этого, в программу входят лабораторные работы и сложные задачники, требующие значительных затрат времени… Русский язык и литература занимают четвертое место, так как тоже требуют внимания: орфография, пунктуация и грамматика предполагают постоянную практику, а чтение произведений и написание сочинений занимают немало часов», — перечисляет Лариса Микаллеф, напоминая, что к этому прибавляются анализ текстов и работа над творческими заданиями.

Биология и история связаны с необходимостью запоминать обширный фактический материал, к примеру, термины, даты, процессы и события, а также уметь их анализировать. Нередко значительное время забирают и обществознание с географией, особенно когда речь идет о подготовке к контрольным или экзаменам.

«Большое количество заданий превращает вечер в череду дедлайнов, усиливает страх получить плохую оценку и вызывает постоянное чувство стресса. Не меньшее последствие — эмоциональное выгорание. Многочасовое сидение за учебниками после уроков оборачивается усталостью и потерей интереса к знаниям», — говорит доцент.

Как можно организовать домашние задания так, чтобы они были эффективными, но не перегружали детей?

Для того, чтобы эта норма стала реальностью, необходим комплексный подход, уверена Лариса Микаллеф:

Читайте также:  Раскрыто, где Украина может прятать военные самолеты

1) Домашние задания должны быть четко спланированы и равномерно распределены, учитывая индивидуальный уровень подготовки учеников и имея конкретную цель.

2) Важно использовать разные формы работы — от традиционных упражнений до проектов и творческих заданий, а также регулярно давать обратную связь.

3) Не менее значимым остается развитие самостоятельности школьников и сохранение баланса между учебой, отдыхом и досугом.

Домашка по таймеру: хватит ли школьникам 3,5 часа в день?

Младшие и старшие: школьники воспринимают нагрузку по-разному

Для младших школьников нагрузка воспринимается остро эмоционально, отмечает эксперт.

«Любые трудности они переживают с эмоциями, могут капризничать, проявлять упрямство или даже бояться заданий».

Недостаточно развиты навыки саморегуляции, поэтому дети нуждаются в поддержке взрослых, а успехи укрепляют уверенность, а неудачи могут негативно сказаться на психике. В старших классах ситуация меняется: подростки «уже обладают большей способностью к саморефлексии, могут анализировать мотивацию и результаты», но вместе с этим приходит давление — подготовка к экзаменам, размышления о будущем, выбор профессии. Самостоятельность растет, но возрастает и риск стресса и эмоционального выгорания при чрезмерной нагрузке, указывает Лариса Миккалеф.

Комфортно — это сколько?

А что же на самом деле? Как долго в реальности дети сидят за книгами и над конспектами?

«Многие школьники проводят за домашними заданиями значительно больше времени, чем рекомендуют специалисты. По жалобам родителей и самих учеников, вечера часто превращаются в нескончаемую подготовку: нередко на выполнение уроков уходит по 4–6 часов, особенно у старшеклассников. Разумеется, домашнее задание приводит к усталости, потере интереса и выгоранию», — приводит пример эксперт.

И вот эти 1–3,5 часа в день, которые пока могут казаться недостижимыми, будут хотя бы ориентиром для системы образования. А выполнение этого ориентира — шаг к тому, чтобы домашняя работа перестала быть источником выгорания и превратилась в инструмент развития.